ZOO morning: формат утреннего шоу

ZOO morning: формат утреннего шоу

«Zoo morning? Это какое еще такое утро-зоопарк? Я работаю на интеллигентной питерской станции, ты о чем! »,- немного на эмоциях, но честно ответила я своему коллеге из Америки, который спросил, как же у нас в России делают Зу Морнинг! Оказалось, это целый формат. В USA ди-джеи по утрам или ворчат о политике, или работают вот по схеме этого zoo-формата, который возник еще в 80-ые.

Как всегда…

Итак, 1976! У нас - Всесоюзное радио и Левитан, через океан – рейтинги, зашкаливающие цены на рекламу в радиоэфире и утренние шоу для водителей! Как же случилось так, что Zoo Morning не только возник, но и захватил весь англоговорящий мир?

Я уже рассказывала про то, что в Америке радиостанции называются комбинациями из 4 букв и для того, чтобы эти спонтанно выданные FCC буквы было легче запомнить, из них формируют яркие слова и ввинчивают в джинглы. Так, радиостанция в Далласа KZEW больше известна как The ZOO. А поскольку в сленге наших зажиточных друзей из USA «zoo» -не только зоопарк, но и кавардак!, программный директор этой станции, Ира Липсон, понимая, что подготовка к утреннему шоу это реально какой – то кавардак и неразбериха, стала за эфиром называть утреннюю эфирную бла-бла историю Зу Морнингом.

Что вы думаете, этот термин так понравился остальным, что, например, Скот Шеннон любезно позаимствовал это словечко и, уже открыв в Нью-Йорке свою станцию, так и назвал утреннюю программу. Поскольку Зу Морнинг Шеннона всего за 74 дня побил все столичные рейтинги, термин пошел в массы, и теперь почти любое утро на радио имеет в названии «Zoo Morning».

Контент решает все!

Утренний кофе

Конечно, Zoo Morning - это не просто термин, это целая традиция ведения эфира со своим контентом и правилами игры. Ближе всего к классическому варианту этого формата в России утреннее шоу Energy “Black 2 White” и «Бригада У» Европы Плюс. В студии 2-3 человека + музыка + легкие новости + рубрики постоянные и плавающие + шутки + игры.

Замечу, формат Zoo Morning станции в Америке кроят безбожно, но по возможности все стараются оставить 3 исторические игры, возникшие еще в 80 – ые:

1.Битва полов. Тема «Мужчина с Марса, женщина с Венеры» будет актуальна всегда. Вариант для эфира беспроигрышный. Дозваниваются мужчина и, конечно, женщина. Каждый отвечает на три вопроса. Девушку спрашивают про всякие моторные масла и марки автомобилей, а молодого человека про косметику и дома высокой моды. Вопрос, где найти задания на каждый день решает сайт http://www.tjohnsonmedia.com. Премиум - аккаунт дает безграничные возможности.

2.War of the Roses. На мой взгляд, это жесткая игра, но как есть) В эфир дозванивается девушка и дает ди-джеям номер своего бой-френда /мужа. Мужчине в свою очередь звонят ведущие и в прямом эфире представляются сотрудниками нового цветочного магазина, далее предлагают бесплатный букет и выясняют, кому человек хотел бы сделать сюрприз. Самое «интересное» начинается, когда женщина на проводе понимает, что букет отправится не ей, а сопернице…

3. The Fugitive. Это игра навигационного характера и предполагает наличие автомобиля. Сообщается в эфире адрес, а дальше, кто первым по нему приедет – тот и получает приз.

Cамый главный секрет Zoo Morning

Способно ли ворчание о политике принести радиостанции большие деньги? Способно, но, выбирая эфир, United Airlines все равно решает заплатить $700 за 60 секундный ролик про новое направление для перелетов высокохудожественному утреннему кавардаку) Чем берут? Акцентом на информацию, которую слушатель может применить ПРЯМО СЕЙЧАС. Ниже данные авторитетного исследования о том, что важно для слушателя с 6.00-10.00:

  1. Музыка - 39%.
  2. Интересные ди-джеи – 35%.
  3. Погода – 29%.
  4. Сообщения о пробках – 20%.
  5. Новости – 19%.
  6. Информация о местных событиях – 17%.
  7. Частые анонсы свежих новостей – 16%.
  8. Скандальные ди-джеи – 16%.
  9. Конкурсы и призы – 12%.
  10. Информация на тему здоровья – 7%.
  11. Информация на тему моды – 4%.

Получается, погода, пробки и ди-джейские шутки-прибаутки важнее бастующих и курса валют!!! Получается так. Значит, выбирая тему для беседы, 100 раз подумайте над ее значением для простого жителя вашего городка. И обсудите не образ жизни Берлускони, не челку Мишель Обамы, а что-то свое! Например, в Питере беспроигрышны темы про новую сцену Мариинки, ночное метро и речной транспорт.

Юлиана Романова.