Заявка на создание авторской радиопрограммы

Заявка на создание авторской радиопрограммы

Когда душа ди-джея просит больше, чем просто линейный эфир, она посылает креативные импульсы в мозг, и в тёмных закоулках извилин рождается идея АВТОРСКОЙ программы. Порой от идеи до её реального воплощения в эфире проходит ни один день. Сегодня я расскажу о том, как ускорить процесс понимания руководством вашей гениальной затеи. Будем учиться делать заявку на создание авторской радиопрограммы правильно.

Если коротко:

  1. Автор, радиостанция
  2. Название программы
  3. Хронометраж
  4. Периодичность
  5. Целевая аудитория
  6. Цели программы
  7. Жанр программы
  8. Форма
  9. Имидж ведущего
  10. Рыба проекта
  11. Выгоды для потенциального спонсора

Если подробнее:

0. Автор, радиостанция

1. Название программы

Название радиопрограммы

Название программы должно быть креативным, но понятным. Самый верный путь – начать писать ассоциативные цепочки к теме. Постепенно у вас появится костяк слов, вокруг которых можно кружить и придумывать что-нибудь необычное. Я не советую увлекаться иностранными словами и забредать в дебри. Если ничего не лезет в голову, пойдите лучше по проверенным дорогам:

  • Название может обыгрывать ваше имя или фамилию ("Нуждики", "Соловьиные трели", "Фрэнки-шоу", "Гендер Прихидько")
  • Название может состоять из пары слов, которые при быстром произношении приобретают иной смыл ("Хочу и Баста" (пример плохой, но как есть, так есть), "Кому – с – утра - Шоу")
  • Название может быть абсурдным ("Марс в рыбах" - программа далека от астрологии)
  • Содержать слова "коллекция", "звёзда" "путешествие"
  • Классический вариант: прилагательное + существительное. Здесь всё просто: добавляете к теме вашей программы (авто, музыка, еда) самые разные прилагательные, желательно не ограничивать себя в вариантах. Еда ведь может быть вкусной, а может и тоскливой, монотонной, вдумчивой, надеюсь, понятно))

2. Хронометраж

Хронометраж радиопрограммы

  • Авторская рубрика – 2 – 3 минуты
  • Авторская программа – 1 - 2 часа

Но всё, конечно, зависит от радиостанции, на которой вы работаете

3. Периодичность

1 раз в час, день, неделею, месяц, 2 раза... опять такая же схема.

4. Целевая аудитория

Целевая аудитория радиопрограммы 

В этом блоке вы должны ответить программному директору на 2 вопроса:

  • Для кого программа?
  • Почему этой целевой аудитории будет интересна ваша программа?
  • Итак, вначале расписываете target group (портрет целевого слушателя). Например, для программы о путешествиях: "...жители мегаполиса со средним достатком, отдыхающие за границей раз в год. Тратят столько – то, ездят туда-то и так далее".
  • Потом указываете, почему "целевику" будет интересна эта программа. Например: "Уже давно путешествие за границу превратилось из отпуска в приключение. Наших граждан грабят, селят не в те отели, обманывают с курсом валют и заставляют переживать ещё массу неприятных эмоций. Чтобы их избежать стоит быть максимально проинформированным. Понимать тонкости обычаев традиций, менталита и многое другое..." Исходя из этого, основная цель программы...

5. Цели программы

Цели программы

Расписываете, с какой именно целью вы будете создавать программу: информировать, предупреждать, сравнивать, выбирать лучшее, развлекать и так далее. Указываете темы, которые будете поднимать.

6. Жанр программы Разобравшись с целями, вы можете определиться с жанром программы:

  • информационный ("Женские штучки")
  • аналитический ("Перемотка" Серебряный дождь)
  • документально-художественный ("Френки-шоу")

7. Форма

  • радиопередача
  • радиожурнал
  • аудиодневник
  • информационный выпуск
  • серия (цикл) – совокупность передач, тесно связанных друг с другом темой, концепцией, ведущими.
  • канал (например, на "Радио Россия" был общественно-политический канал "От первого лица", посвящённый актуальным вопросам политики и экономики).

8. Имидж ведущего

Имидж радиоведущего

Это очень важный пункт. Вы должны чётко представлять, КТО вы в этой программе: человек, который разбирается в музыке 70 – ых и хочет познакомить с ней молодое поколение, может, вы человек, который обожает хип-хоп и пытается в прямом эфире понять, что же находят остальные в роке 70 – ых, быть может, вы знаете лично музыкантов 70 – ых и рассказываете о кумирах то, чего не найти в википедиях и музыкальных томах.

9. Рыба проекта

Рыба готовой авторской радиопередачи

Даёте приблизительную структуру своей программы. Например:

  • шапка – приветствие – песня - озвучивание темы - песня - биографическая справка – песня репортаж

Для наглядности предлагаю вам сценарий программы "Историческая справедливость" (фрагмент)

АРУТЮНОВ: С удовольствием приветствую всех слушателей программы "Историческая справедливость" на "Финам-FM"-радио, я – автор и ведущий этой программы Николай Арутюнов, хочу предложить вам сегодня такую тему: как вы, интересно, посмотрите на то, чтобы мы сегодня с вами обсудили, любовно и вместе с тем компетентно, творчество английской группы "The Small Faces"? (Звучит песня "Lazy Sunday") АРУТЮНОВ: "The Small Faces". Между прочим, вот эта песня – "Lazy Sunday" вовсе не планировалась группой, как не то, что хит, а даже как сингл, но звукоиздающая фирма, не спросив у них разрешения, почти не спросив, выпустила эту песню синглом самостоятельным, и она стала грандиознейшим хитом, что повергло группу в некоторое изумление, эта история, в общем, вполне в духе жизни "The Small Faces", и песня абсолютно их плоть от плоти… Я обожал "Small Faces" в те времена, когда они были на пике своей формы". Ну хорошо, а теперь первая историческая справка от Юрия Новгородского. Биографическая справка Новгородского: История группы "The Small Faces" – пожалуй, самой стильной и обаятельной британской группы 1960-х, по количеству счастливых совпадений похожа на роман Чарльза Диккенса. Интересно, что судьба этой команды, ставшей символом и голосом целого поколения, в самом деле связана с именем великого английского писателя, ведь именно участие в музыкальной постановке "Оливера Твиста" помогло 13-летнему лондонскому хулигану-кокни Стиву Мэриотту понять, что его страсть к пению и тяга к сцене далеко не случайны. АРУТЮНОВ: Ну, вы знаете, сегодня мы припасли для вас достаточно много интересного о "Small Faces", поэтому сразу предупреждаю, как это иногда у нас бывает, мы не будем идти параллельно в нашем рассказе и в наборе наших песен. Давайте послушаем самый первый сингл группы "Small Faces", который вышел в свет осенью 1965 года. "What You Gonna Do About It". (Звучит песня "What You Gonna Do About It")

10. Выгоды для потенциального спонсора.

Выгоды для спонсора

Век рыночных отношений $) диктует ввести и этот пункт в заявку. Сейчас многие программы просто не поучают своей жизни в вэфире, потому что менеджеры не знают, кому продать проект. Беспокойтесь о своём креативном чаде сами, и пусть тысячи раз это не ваша задача, распишите для коммерческого предложения выгоды авторской программы, мой вам совет! ;)

Надеюсь, эта золотая десятка правил вам поможет!

Юлиана Романова