Vox Pop на радио: секреты и современные формы

Vox Pop на радио: секреты и современные формы

Vox Pop – это радийный элемент, которым незаслуженно мало пользуются в Fm-пространстве. Зря. Когда я закончила работу в качестве члена жюри премии «Хрустальный микрофон», я поняла, что новости, репортажи и масса программ во всей России сделаны по клише, в них мало эксперимента, в них мало живых эмоций. Сегодня я хочу уделить внимание деталям. Vox Pop: секреты и новый взгляд.

Термин

Сухо и по делу. Vox Popот латинского «Vox Populi» - «глас народа». Vox Pop сигнализирует слушателю, что и рядовым людям, а значит, и ему самому, есть место на радио. Это существенно укрепляет связь слушателя с радиостанцией.

Как правило, Vox Pop - это опрос прохожих, которые отвечают на один и тот же вопрос. Окончательным продуктом является синхрон, состоящий из последовательности анонимно высказанных мнений на определенную тему.

Как использовать

1. В сложном интервью

Если в гости приходит политик или сложный интервьюер, старайтесь делать так, чтобы весь праведный гнев гостя не выливался на ведущего. Тактика вопросов «Многие считают, что вы … », то есть тактика вопросов, заданных не от себя, а с позиции большинства, отлично дополняется вокс попами. Услышав неопровержимое мнение этого самого большинства, интервьюер будет пригвождён к стене и не сможет заменить ответ возмущением.

2. В новостях

Главное правило режиссуры - конфликт. Если в новостях на радио чувствуется не рука копирайтера, а рука режиссера - это всегда звучит на голову профессиональнее. Дело в том, что новости, стараясь быть беспристрастными, все равно показывают одну сторону медали. К примеру, строительство на Охте нового завода – это факт. Если после фактической информации включить мнение горожан, которые живут в округе, можно будет создать конфликт фактов и мнений, а это уже гораздо интереснее для слушателя.

3. В оформлении эфира

Самый показательный пример – Love Radio. Работая над эфирным оформлением, они использовали Vox Pop, в котором слушатели говорили о том, что они любят Love Radio и почему. Голоса отражали целевую аудиторию, а эмоциональные высказывания – формировали положительный имидж станции.

Как задавать вопрос для Vox Pop?

1. Не задавайте закрытых вопросов – вопросов, на которые собеседник может ответить только «да» или «нет». Это сразу повлечет за собой необходимость дополнительных вопросов.

Вопрос закрытый: Вы согласны с тем, что запретили продавать путевки в Турцию?
​Ответ: Да согласен

Вопрос открытый: Что вы скажете на то, что запретили продавать путевки в Турцию?
Ответ: Я считаю, что это правильное решение властей, есть масса стран более дружелюбных к нам, где можно прекрасно провести отпуск. Сочи тоже хороший курорт.

2. Важно все время задавать один и тот же вопрос, как можно более краткий и понятный

3. Вопрос должен быть интересен большей части ваших радиослушателей. На Vox Pop отбираются только самые актуальные и спорные темы.

Правила монтажа Vox Pop

  1. Готовый синхрон не больше 1 минуты
  2. Чтобы конечный продукт звучал как можно живее, следите за сбалансированным чередованием голосов: мужской, женский, молодой, пожилой, положительные ответы, отрицательные ответы.
  3. Начинайте и заканчивайте сильным синхроном. Сохраняйте от первого до последнего момента и ставьте яркую и убедительную точку.

Современные формы Vox Pop

Если вывести на передний план не форму, а смысл вокс попа, то останется задача интегрировать слушателя в эфир. Если заставить слушателя при этом еще и генерировать контент для радиостанции, будет совсем интересный ход.

Делюсь идеями зарубежных радиостанций. На сайте chiktv.com есть раздел под название Сhik Ups. Его смысл в том, что слушатели, находясь в интересных местах планеты, записывают для радио минивизитки, лучшие из которых звучат в эфире. Иметь в штате репортера, который будет и в Милане на неделе моды, и на закрытой вечеринке в Нью – Йорке очень дорого, а через слушателей это становится доступно и эксклюзивно. Вот, что в свое время заявил Сьюзен Воджиски после покупки Google сервиса YouTube: «Люди во всём мире могут создавать контент, и для этого им совершенно не нужна профессиональная студия».

Юлиана Романова

Ссылка: Пособие для радиожурналистов Петер Хюллен. Торстэн Карг

Читайте также