Сторителлинг на радио

Сторителлинг на радио

Сторителлинг — искусство рассказывать истории. Помните, я писала о том, что следующий этап карьеры уважаемого радийщика зарубежом - собственное Stand Up шоу? Так вот, к этому можно прийти только через талантливый сторителлинг, причем, далекий от клуба «Белый попугай». Поскольку в основе и подводки линейного ведущего, и интервью, и шоу лежит грамотно преподнесенная история, сегодня я решила раскрыть некоторые профессиональные секреты.

Пример «Интервью»

К вам на радиоинтервью приходит специалист по детскому аутизму. Тема невероятно сложная. В нее рядовому слушателю даже вникать не хочется. А тут еще ведущий, который первой подводкой хоронит эфир, представляя гостя регалиями и окружая его витиеватыми расшифровками законченных институтов. Про первый вопрос, который сразу погружает в проблему, я вообще молчу. Как быть? Рассказать историю:

«Представьте себе, что вы едете в поезде. Вы стоите у окна и вдруг осознаете, что не можете понять, куда конкретно двигаетесь. Вы пытаетесь спросить что-то у людей вокруг, но они отвечают вам совершенно невнятными звуками. Вы растеряны и совсем не знаете, что делать. Именно так большую часть жизни чувствуют себя люди, страдающие аутизмом. Поговорить о тех, кто живет рядом с нами в одном социуме, мы пригласили Ивана Петровича, уже 20 лет он изучает сложнейшую мутацию генов».

Пример «Авторская программа»

Большая часть программ о музыкантах начинается банальными словами:«Всем привет, в эфире Я и сегодня мы поговорим о творчестве выдающегося и неповторимого какого-то музыканта». Здесь нет истории уже с самого начала. Для сравнения - то, что делает в своих радиопрограммах «Аэростат» Борис Гребенщиков:

«Я пишу эту передачу солнечном утром, сидя в просторном деловом зале аэропорта Домодедово, и за окном во всю стену простирается летное поле, окаймленное вдалеке дремучим лесом - и почему-то это зрелище вызывает у меня мысли об аккордеонистах-авангардистах. Их не так уж много на земле; можно смело назвать "редкими птицами" или "гордыми лебедями культуры". Но на ум сразу приходят двое: Эвелина Петрова, и живущий не так уж далеко от Петербурга Киммо Похъйонен». И дальше идет рассказ о Киммо.

Пример «Линейный эфир»

Только что в эфире Как Бы Радио звучал Стинг. Пару часов назад стало известно, что во время выступления на Новой волне в Сочи Maybach артиста увезли эвакуаторщики. На выступлении это никак не сказалось, но теперь Стинг точно будет думать, что в России самая честная дорожная автоинспекция. Всем гладких дорог и зеленого коридора». Нечто подобное вполне может прозвучать на радио. Теперь посмотрим, как можно рассказать про Maybach через призму сторителлинга.

«Моя любовь к Стингу началась с пластинки югославского производства. Винил с фиолетовой этикеткой и надписью The Police был, наверное, главным диском юности. С тех пор Стинга я рассматривала не иначе, как полубога. Если бы мне тогда сказали, что кумир приедет в Сочи и станет покупать, как мирской человек, инжир и чурчхелу, я бы громко рассмеялась в лицо рассказчику. Но что вы думаете, на Новой Волне случилось именно это, к тому же, в самой комичной форме. Покупка инжира закончилась эвакуированным майбахом, о котором написали все газеты. Печально, что история затмила выступление Стинга. На сцене New Wave Hall он единственный пел без фонограммы».

Враги сторителлинга

  1. Многословность. Вы очень долго подходите к развязке и утопаете в мелких деталях и описаниях. 3 минуты рассказываете, как покупали билеты в Испанию, и только 30 секунд отводите встрече с акулой в море.
  2. «Фальстарт». В теории шуток есть понятие «сетап» и «панч». Проще говоря - «подготовка к шутке» и «смешная добивка». Например, «Следующим президентом России должна стать Маша Распутина... , потому что в каждом президенте должно быть немного Путина». Если рассказывая историю вы сразу выдаете панч, смысл во всех остальных буквах теряется. Если вы говорите, что провалились в люк, а только потом выдаете предысторию, это тот же фальстарт.
  3. Безликость. Если в истории фигурирует ваш бывший босс, создавайте ему визуальный образ, говорите что босс - вылитый Дон Вито Корлеоне. Важно «видеть» историю, воспринимаемую на слух.
  4. Отсутствие кульминации. Детективы, как и все истории, пишутся с конца. А концовка всегда должна удивлять. Например, отельер жалуется на русского туриста. Он звонит представителю турфирмы и просит разобраться с туристом, который плавает в бассейне, в бассейне, в котором нет воды! Это и есть неожиданная развязка. Если кульминации нет, лучше не сотрясать воздух.
  5. Скучный рассказчик. Мантра сторителлинга: нет скучных историй, есть скучные рассказчики, которые не нашли время досконально изучить предмет. Не ленитесь и рассказывайте всегда от первого лица, такие истории охотнее слушают.

Юлиана Романова