Речевая стеснительность

«Я боюсь» и «я стесняюсь» - эти фразы чаще всего можно услышать от людей, которые хотят улучшить свою речь. Но перед стартом работы над дикцией, нужно разобраться, а чего же вы на самом деле боитесь. Вот топ-ответов моих студентов: «боюсь не так сформулировать мысль», «не верно подобрать слова» и «не правильно выразить мысли, из-за чего меня вообще не поймут». Поскольку я лично прошла такой же путь боязни, то подготовила 5 действенных упражнений, которые способны сделать из стеснительного человека говорливого и очень уверенного.

Ведите «словарный дневник».

У меня он в заметках телефона , и туда я отправляю фразы, которые не услышишь в бытовых диалогах. «Узкий буквализм», «эвристика счастья», «ассортиментная матрица», «в алхимической реторте времени», - все эти фразы я ловлю в книгах и фильмах сачком своей внимательности, записываю, перечитываю и пытаюсь несколько раз употребить в живой речи, чтобы перевести их из пассивного словарного запаса в активный.

«Пишите в Instagram”

Я начала писать ещё ВКонтакте, когда поняла, что ёмкая и сформулированная мысль в тексте через некоторое время конвертируется в ёмкую и интересную устную речь. Я стала прислушиваться к разговорам на улице, внимательно изучать городскую среду, замечать ляпы и казусы. Уже лет 10 я каждый день пишу в соцсетях, чтобы не терять навыки понятно излагать наблюдения. Кстати, мысли можно сравнить с машиной, они не заводятся ( в голове) без нужного толчка. Толчок - ваше обязательство перед собой постоянно писать. Для большей дисциплины я устроилась в редакцию журнала, поэтому очень рекомендую на регулярной основе практиковать письмо.

«Сторис-челлиндж»

Самый простой способ говорить для лояльной аудитории - это говорить в сторис. Когда я даю это задание студентам , они делятся, что им трудно с первого раза говорить на камеру свои идеи. Люди переписывают сторис раз за разом и тотально устают. Но чем чаще это практиковать, тем будет лучше! Одна моя знакомая научилась с первого дубля говорить на камеру через несколько недель. Кстати, после виртуальной аудитории сторис очень легко переходить к радиоаудитории, а потом и к залам с живыми людьми.

«Пересказывайте книги»

На занятия я вызываю студента к доске и прошу вслух прочитать несколько страниц книги Уилки Коллинза «Жёлтая маска». Студент читает громко, внятно и хорошо артикулируя. Все это время он не знает, что после я попрошу его этот текст пересказать. И тут чаще всего выясняется, что всё это время студент фиксировался на буквах, а не смыслах. В итоге в его голове - белый лист бумаги. Так часто происходит с чтением и слушанием подкастов или ютуба . Попробуйте потреблять контент осмысленно и подробно потом его пересказывать  без Эээээ и Аааааа. Рекомендую записывать рассказ на диктофон. Прослушка (air-check) мотивирует на улучшение речи, как ничто иное.

«Дебаты»

Гибкость ума и способность выражать мысли по любому поводу здорово тренирует игра «Дебаты». Вы бы могли сейчас сходу выдать рассказ на 5 минут о том, почему:

  • цензура НЕ подрывает основные свободы
  • мораль зависит от культуры
  • вмешательство правительства в частную жизнь оправдано
  • а реклама в СМИ неэтична.

Дебаты прогревают мышцу логического мышления. А в стрессовом состоянии мозг  начинает активно думать и формулировать то, чего в бренном существовании от него иногда так трудно добиться.

Юлия Романовская
Обучение тут: http://persona.smart.tilda.ws/