Радийный пилотаж: 3 уровня мастерства

Радийный пилотаж:  3 уровня мастерства

Когда на пути встречаются толковые и опытные программные директора - это действительно везение. Сегодня я поделюсь с вами знаниями, которые впитала от мудрых людей. Читайте внимательно и не забывайте делиться собственными радийными открытиями, равно как и философией профессии «Ведущий музыкальных программ», так мы вместе сможем помочь тем, у кого в начале радиокарьеры не оказалось верного наставника. Оговорюсь сразу, в этой статье речь пойдёт о работе ди-джея в эфире радиостанций формата AC (Hot или Soft), но читать можно всем) 3 уровня мастерства радиоведущего...

3 уровня мастерства радиоведущих

Анонсёр

В зарубежном эфире ди-джеев так и называют - аnnouncer . Имя для профессии не очень гордое , но точное. Не все, не везде, но большинство RDJ в эфире занимаются анонсированием и перечислением:

  • песен
  • исполнителей
  • цифр (погода)
  • улиц (пробки) и так далее

Такие ди-джеи не говорят слушателю ничего нового, не дают авторской оценки, в крайнем случае, делают банальный комментарий, который по большому счёту никому не нужен. Это базовый уровень, радийная азбука, как вы понимаете, профессионалы не изучают алфавит, а свободно читают.

Информатор

Самое главное отличие «ди-джея – информатора» от анонсера – донесение до слушателя информации, которая полезна целевой аудитории станции и которой можно поделиться. Это уже не пустые рассуждения о погоде, весне и рабочем дне, это конкретика, она интересна и полезна (Вчера произошёл сбой в работе почтовой службы gmail, у 38 тысячи пользователей потерялись все данные, зайдите на свой аккаунт и проверьте, всё ли в порядке).Половина зайдёт и проверит, это точно :-). Опасность: можно превратиться в ещё одного новостника на станции

3 уровня мастерства радиоведущих

Автор

«Радиоведущий – автор» не перечисляет и не читает, он рассказывает историю, которая прошла личностный фильтр и теперь имеет особый оттенок. Этот оттенок возникает:

  • у ди-джеев, которые имеют something special, то есть харизму
  • у ди-джеев, которые абсолютно на всё имеют свою точку зрение и нередко она идёт вразрез с мейнстримом
  • у ди-джеев, которые умеют шутить и каждый раз быть непредсказуемыми. Например, о Говарде Стерне говорили: «Его слушают , потому что интересно знать, что же он скажет дальше»

Когда ди-джейский выход считается удачным

Здесь только 2 варианта:

  • Когда тема подводки до щекотки интересна самому ди-джею
  • Когда вы рассказываете информацию так, будто делитесь ею с другом. Как только прочитали информацию в интернете, задумайтесь, что в ней самое яркое, где изюм. Поймёте, с него и начинайте, преамбулы, подвязки… всё это вводные элементы, по телефону никто так не говорит, не играйте со слушателями в эфир, живите в нём.

О естественности

Радиоведущий: 3 уровня мастерства

Мои учителя говорили мне так. Лучше ты напишешь выход на бумажке и это увидят 3 человека, нежели вся страна подумает, кого они там в эфир пускают. Новички, прописывайте выходы, однако, помните о ЗОЛОТОМ ПРАВИЛЕ: Не пишите выходы для того, чтобы потом зачитать текст в эфире, озвучивайте мысль и записывайте её на бумаге. Это способно превратить чтение с листа из новостей в разговор.

Обращение с музыкальным материалом

ОБращение с музыкальным материалом

Если речь касается музыкальной станции, самое ценное в эфире – музыка. Она центр Вселенной, а, значит, вокруг НЕЁ, подобно Земле, вертится ди-джей. Как он может это делать, предлагаю прямо сейчас и узнать. Бережно: Песни могут заканчиваться на fade или cold.

  • Cold – это когда песня не песня без последней ударной точки, гитарного перебора или взятой артистом ноты. В этом случае к песне клеится подложка или вставляется стоп для комментария на тишине.
  • Песня, которая заканчивается на fade угасает постепенно, иногда она сходит на нет при помощи repeat fade, то есть повторяющегося музыкального отрезка, как в песне Джорджа Майкла Careless Whisper. В этом случае ди-джей может начать подводку прямо на песне. Самое главное - не лишать слушателя удовольствия от звучащей композиции ;-)

Тактично: У радийщиков есть такое понятие «музыкальный квадрат» - законченная функционально-гармоническая структура определенного масштаба. Вывести формулу для конкретной песни невозможно, её можно почувствовать, это дело времени и профессиональной интуиции. Например, маститые ди-джеи могут с закрытыми глазами сказать, где начинается outro в песне, сколько смс зачитать, чтобы уложится в минуту и многое другое. Вывод: больше работать в эфире и хорошо знать музыкальный материал своей станции

Непрофессионально: Наступать песне на горло, выходить на припеве, урезать композиции, неаккуратно их сводить. Я желаю всем профессионального роста и призываю ди-джеев не скупиться на комментарии :-) Давайте создавать площадку для обмена профессиональными знаниями!

Для тех, кто хочет остаться не узнанным, есть возможность анонимного комментирования!

С уважением, Юлиана Романова.