Радиошоу. Роли ведущих.

Радиошоу. Роли ведущих.

Чем отличается радиоточка от спродюсированной fm-станции? Эмоциями. Радио на кухне — кардиограмма сонного человека, радио, с которым вы хотите просыпаться - кардиограмма, одетая, обутая и даже умытая в адреналин. И этот адреналин дают люди. Сегодня я расскажу, какими по характеру и типажу должны быть люди, работающие вместе в радиошоу.

Контраст

За радиопродюсеров уже давно все придумали писатели. У героя всегда должен быть свой трикстер, антипод, иначе завязка, развязка и другие элементы выглядят скучными , в крайнем случае, становятся монологом Камю. В эфире лучше без Камю-стайла, поэтому подбираем ведущих разнохарактерных.

Классификация ведущих от Валери Геллер

В своей книге "Beyond powerful radio" Валери Геллер описывает два типа творческих людей. Генератор и реактор. Именно сочетание таких ведущих в шоу дает максимальный эффект.

Генератор. Для генерации идей им нужен только личный опыт и талант. Они в одиночку могут создать массу идей, однако сами причесывать их не будут. За них это делает Реактор.  Если генератору не хватает эмоций, путешествий, страстей, любви – у него заканчивается топливо для своих гениальных идей.

Реактор. Это люди, у которых по любому вопросу есть свое мнение, порой даже абсурдное. Именно они делают панчлайн в любой шутке, добивают ее, если хотите, издеваются над историей и героями, доводя до абсурдно смешной концовки. Новые идеи для шоу у них появляются редко, зато угол, под которым они смотрят на предложенный материал, превращает шоу в действительно качественный радийный продукт.

Варианты ролей

Тандем из генератора и реактора — идеальный рецепт для любого радийного шоу. Увы, реальность показывает, что создать его крайне сложно. В России продюсеры осторожничают. Они подбирают людей с разными характерами, но конфликт между ними получается какой — то странный.

«Мужчина-наставник и какая-то девушка»

Ведущий-наставник - это Доренко («Говорит Москва»), Соловьев («Вести ФМ»). Их отличает самобытный выбор тем, жесткий подбор аргументов, эмоциональная оценка событий. Включенность таких ведущих в информационный процесс максимально высокая. Слушатель искренне ждет комментариев и мнения именно этой сильной радийной личности. Зачем в подобный моноспектакль вплетать еще девушку, которая даже если хочет что — то сказать, вряд ли это сделает- непонятно.

Вот и получается весьма странный дуэт из харизматичного лидера и поддакивающей девушки( Сергей Доренко — Анастасия Оношко) Кстати, на сайте станции в описании утреннего шоу «Подъем» о ней ни слова - « Авторская программа Сергея Доренко» Я бы обиделась.

«Два парня и девушка, из которой активно делают блондинку»

В этой модели шоу девушка тоже мало говорит, объявляет спонсорскую информацию, зачитывает погоду и на заднем фоне звонко смеется. Авансцена за парнями, которые шутят , играют со слушателями , балагурят , в третьем лице говорят о напарнице, в общем, это конфликт, в котором второй стороне по регламенту не нужно доказывать свою точку зрения.

«3 человека в эфире»

С этой моделью вообще какая- то беда. Слушатель понимает , что в эфире три разных человека, но слабо представляет, что они делают вместе , как они относятся друг к другу и что их вообще объединяет, кроме совместного розыгрыша билетов для слушателей. Со мной можно не соглашаться в комментариях, но я считаю, что именно такая тройка-коллег с отсутствием конфликта внутри шоу занимает лидирующие позиции в рейтингах: Бригада У и Black2White.

«Лидер и свита»

Это «Сергей Стиллавин и его друзья» на Маяке. Даже из названия понятно, что фамилии соведущих мало, что скажут слушателю. Звездное имя Сергея собирает аудиторию, ее развлекают все вместе, но в конце эфира по - прежнему никто не помнит имена напарников. Кстати, раньше в утреннем шоу Стиллавина было вообще человек 6. Раскрыть характер каждого голоса , как вы понимаете, было практически нереально.

Битва полов

В этой модели конфликт очевиднее всего, но он сводится к гендерному фактору и от этого можно быстро устать. Спор на любой почве сводится к разности мышления мужчины и женщины , а это очень просто и поверхностно. Для хорошего шоу гендерный спор должен подкрепляться качественными шутками и неожиданными выводами с разных сторон.

Как довести эти модели радийных шоу до нужной консистенции? Найти людей, которые будут очевидными генераторами и очевидными реакторами, дать им свободу и смотреть на рейтинги.

Юлиана Романова

P.S. За  вдохновение   благодарю  Валери Геллер и airpersonalities.ru