Подсказки радиоведущему

Подсказки радиоведущему

Заносчивая уверенность в  своем мастерстве у  ди — джея возникает  на втором — третьем  году работы  в  эфире. Он не боится микрофона, давным — давно перечитал    книги  по радиожурналистике  и  уже не освежает знания на  моем  сайте.  Это самое опасное время.  Это радийная стагнация. Сегодня я написала прививку  от неоправданного наречения  себя «профессионалом».

1.Будьте разносторонне развитой личностью!

«Сегодня ты профессионал, а  завтра  о  тебе  уже  никто и не  слыхал»,  - так  говорил  мой самый   первый программный директор,  который культивировал  в нас  бесконечную тягу к самосовершенствованию. В частных  беседах, которые проходили  раз   в неделю,   на  вопрос «Как  дела», - от нас  предполагался  рассказ  о том,  какую  книгу  мы сейчас  читаем    и  какие у  нас   достижения  в  сфере,  совершенно не связанной  с  радио. Мои  коллеги снимали авторское кино, вели телепередачи, организовывали рок-фестивали,  одним словом,  занимались тем, что делало их  самодостаточными личностями ,  им  было,  чем  поделиться в  эфире. Зацикленные  только на радио  ведущие  превращались постепенно в  скучающих  линейщиков.

2. Готовьтесь к  эфирам

Когда у легенды радиоэфира  Jess Cain спросили, в чем  секрет его невероятного  успеха, он сказал лишь одно слово - «подготовка». Выход в  прямой  эфир -  прыжок с  парашютом, подготовка  к  эфиру -  парашют, страховка от  падения. Надеяться на  то,  что  вы «профи»  можно лишь в  том  случае , если вы Доренко.

3.Вы не центр Вселенной

«Будь собой», «раскрой свою индивидуальность»,  «покажи себя настоящего» - эти фразы  в эфирных студиях уже настолько отдают миссионерской  проповедью,  что, судя  по ним , лучший ди — джей — улыбающийся протестант, рассказывающий  о   том ,  как  он гармонично  живет во Вселенной. Так  вот,  эфир -  это искусство  баланса , подводка -  пересечение интересов  слушателя  и  ведущего.  Ди — джей  рассказывает о  своих  увлекательных  выходных не с позиции  позера  ,а   с позиции человека,  рекламирующего  активный  образ  жизни  и новые развлечения в  городе. Все,  что вы  собираетесь  сказать,  нужно  пропустить через вопрос: «Это будет еще кому-нибудь интересно, кроме меня»? 

 4.Умейте включаться

Однажды продюсер Шоу Майкла Дугласа пригласил  комедианта Джэка Бенни на эфир.  Видя его за кулисами, он подумал: «Неужели этот  старый и изможденный старик  сейчас  выйдет  на сцену  и  будет говорить  что — то для  всей  Америки?».  К огромному удивлению продюсера,  Бенни  хватило  лишь  одной  фразы - "It's show time!"  -  чтобы включиться и   вся страна увидела  энергичного  любимца.

Какое бы плохое ,  странное  или противоречивое настроение у  вас  не было,   слушатель никогда не должен  включаться в  ваши  проблемы. Научитесь  активировать эфирное настроение за  секунду. В  психологии  есть понятие -  заводящие  жесты.  Дело в том,  что в коре   больших полушарий головного мозга есть проекция   всего тела человека,    и  лицо, ротовое отверстие и кисть руки занимают там непропорционально много места. Жесты  действительно  помогают говорить.  Поэкспериментируйте  с  телом -  найдите  жест  для начала эфирной смены. 

 5.Умейте расслабляться

Вот несколько моих секретов:

- Дыхание по квадрату. Вдох 2 сек, пауза 2 сек, выдох 2 сек, пауза 2 сек. У вашего квадрата сторона может быть равной 3 сек или 4 сек.

- Гормональная стабилизация. Вы же, наверняка, видели по телевизору как самец бабуина лупит себя кулаками в грудь? А как спорщики это же делают? Ровно в этом месте, где уже не шея, но еще не повздошная пазуха, в грудине, находится вилочковая железа. Мелкими, очень легкими ударными движениями вы включаете дополнительный страховочный гормональный фон, который, как это не странно, не увеличивает напряжение, а наоборот, уменьшает.

- Носите кольцо  на мизинце. Для кого-то из разряда мистики, но это действительно работает. Мизинец — палец Меркурия. Кольцо на мизинце усиливает красноречие и гибкость ума.

6.Ходите на air check осмысленно

Даже для  самого опытного  ведущего  мониторинг (отслушивание) своих эфиров кажется пыткой. Слушать голос в  присутствии  третьих  лиц  вообще невыносимо. Чтобы    приглушить  «отторжение любой критики» в свой  адрес, прослушайте вначале сами  эфир, поставьте отметку  каждой  подводке и напишите, как ее  улучшить.  После такого  самосуда идти на  air check  к  программному  будет  легче, к  тому же,   вы  яснее  услышите  то,  что  от вас  хочет  руководство.

7. Помните  про правило «один на один»

Радио -  это  театр  в голове, разговор с   воображаемым  слушателем. Забудьте про конферанс, пересмотрите  фильм “Клуб неудачников”, найдите нотки  доверительного  общения  и говорите о главном с одним единственным слушателем. Casey Kasem  не зря  ведь как-то сказал: «Микрофон -  скрипка  Страдивари, на ней  нельзя играть  гаммы,  на ней  играют  сразу пассажи»

Юлиана Романова