Почему радиоведущие в России не звезды

На одной из конференции РАР Александр Полесицкий рассказал мне историю: «Когда  европейские вещатели приезжают в Россию, они всегда удивляются, почему в стране радиоведущих почти никто не знает в лицо». На один из самых печальных вопросов, у меня, к сожалению, есть ответ.

Безликий ноунейм

Вчера мне позвонил друг и рассказал, что в кулуарах его называют безликим ноунеймом. Как гуманист, я просто опешила, быстро посоветовала посмотреть мультик от Pixar «Душа» (к слову, всем рекомендую это сделать, чтобы понять, что предназначение и смысл жизни – не одно и то же), но сама стала размышлять над фразой, которую можно приклеить многим ведущим радиоэфира. Чтобы вы понимали, «Европа плюс» ставит ролики о том, что их слушают миллионы, но по факту из этого 100 000 000 слушателей,  только 26 тысячам, например, интересно следить за главным действующим лицом топового утреннего шоу – Джемом, а он в «Бригаде У» – с момента основания. В утреннем шоу Авторадио (это номер 1 по рейтингам в столице) у одного из ведущих с активным инстаграмом - меньше 5 тысяч подписчиков. Конечно, не всё в этой жизни измеряется социальными сетями, но на размышления информация определенно наводит.

Почему появляется обезличенность?

Потому что появляются стайлбуки. И за это отдельная благодарность программным директорам, которые разработали эти правила, ставшие футляром для людей творческих профессий. Согласно стайлбукам все должны говорить на радиостанциях кодовыми фразами (например, «музыки много, а Шансон один»), одинаковыми конструкциями и форматными голосами. Уйдём ненадолго из мира радио и сделаем шаг в сторону фастфуда. Вы можете описать внешность хотя бы одного из сотрудников Макдональдса? Нет. Почему ? Потому что все они находятся в рамках высоких стандартов, регламентов и других бумажек, которые отлично помогают масштабировать бизнес (на примере радио – это ретрансляция эфира в другие города), но напрочь убивают творчество. В Макдональдсе невозможно появление Нусрета Гёкче – повара, который прославился одним лишь способом солить пищу. Так и в эфире. Если всех причёсывать под одну гребёнку – получится конвейер. И эти стайлбуки на радио существуют так долго, что появление Studio 21, где ведущим обозначили лишь несколько стоп-тем и разрешили делать всё, что они считают нужным, стало событием. Представляете. Разговор не по сценарию как новая искренность. Хотя на самом деле – непреложная истина, и за ней не нужно было далеко ходить, достаточно было посмотреть на первый успех ведущих 90-ых и понять, что в эфире нужны не произносители подводок, а создатели смыслов.

Но время упущено. Пока все говорили вот так:

Ничего не имею против Ретро FM, но люди, которые слушают это радио не живут в 80-ых, они живут всё в том же 21 веке, где и Илон Маск, и Аквадискотека.

К слову о ней. На Радио 7 прозвучало это слово, причем, в совершенно невинном контексте, но только посмотрите, как этот код считали люди 35+ . Даже пост посвятили.

Вот тут Татьяна Арно как раз об этом эпизоде. Вы когда-нибудь за последнее время вообще слышали, что кого-то на пост вдохновило сообщение по радио? Сообщения от Юрия Дудя – да, но не от радиоведущих. А всё почему, потому что даже выразить свои мысли с характером или перчинкой не получится. В медиахолдингах как во власти - проверяющий над проверяющим и свои доносчики.

Как быть?

Помнить, что единственная работа, которую у вас никто и никогда не отнимет – это работа «Быть собой». И вы – не ВЫ, пока работаете на радио, а ВЫ, пока постоянно развиваетесь, берётесь за разные проекты, участвуете в благотворительности и не застреваете только в рамках своего эфира. Самый показательный случай - Анастасия Четверикова. Мы работали с ней на Юмор FM в ночном сегменте, и это было просто ужасно. Я ушла из-за истощения, а она продолжала работать, потому что все дневные позиции были заняты. И если бы не ее амбициозность, она бы так и осталась безликой Настей, которая говорит по стайлбуку подводки о юморе. НО она стала сама себе медиа: создала потрясающий подкаст «Искусство для пацанчиков» и получила  эфиры на лучших федеральных радиостанциях, продажи на ЛитРесе и Лабиринте, интервью в ЖЗЛ с самим Дмитрием Быковым. Она стала для самой себя СМИ, которое транслирует яркие и нетривиальные мысли, отлично вписывающиеся как в радио, так и в цифровой мир контента. Вот, как просто можно не быть ноунеймом. Вдохновлена.

Юлия Романовская 
Преподаю студентам – вот тут