От чего зависит красота голоса?

Речь – это голос, помноженный на смыслы. Вроде бы так просто, но, кажется, я вечность не могу донести до студентов, что нужны не только упражнения по технике речи, а нечто большее. Святая уверенность, что скороговорки, артикуляция и правильное дыхание способны сделать из  плохого голоса – красивый – наивна. Почему?

Во-первых, речь человека – это не только красивые звуки, это в первую очередь содержание. Можно сколько угодно звучать громко, но если сказанное будет банальным и нехаризматичным, голос не будет влиять на других. А по большому счету именно этого магического воздействия на окружающих и ждут люди. Во-вторых, есть масса физических особенностей, которые стоит принимать во внимание. Как насчет того, что у вас могут быть короткие связки и низко звучать от природы просто невозможно?

Разберемся с комплекцией тела. Есть, безусловно, исключения, но преимущественно ситуация выглядит так:

Обладатели высоких голосов  имеют приземистую и плотную комплекцию. У них короткие голосовые связки и более округлая гортань  (у мужчин слабовыраженный кадык), развитая шея, особенно на уровне мышц, расположенных позади гортани.

Обладатели низкого голоса имеют стройную и мощную фигуру, силуэт чаще вытянутый, а связки у них длинные и сильные

С телосложением связана анатомия гортани, ее структура и размеры. По факту – тело каждого человека – это музыкальный инструмент, который звучит и резонирует по-разному в зависимости от мышечной массы, длины связок, мягкости тела и еще десятка факторов.

Магия голоса не случается и без пауз. Парадоксально, но чтобы  речь завораживала, нужно молчать. Какие-то доли секунд, но все же молчать. И самое интересное – этот внутренний камертон должен интуитивно работать крайне точно. Паузы не больше и не меньше положенного, интервалы должны быть ровно такими, чтобы задавать ритм и наполнять паузы смыслом.

Известный арт-дилер Арман Друан, знавший о важности голоса, продавая картины, как никто, утверждал, что у голоса есть 5 свойств, и без хотя бы одно из них, волшебное влияние на других исчезает:

1.Искренность
2.Звук
3.Цвет
4.Стиль (оригинальность замысла)
5. Фактура (оригинальность исполнения)

При этом голос нематериален. Это не глина, чтобы из неё лепить, и не бриллиант, который можно физически огранять. По факту голос эфемерная субстанция, у которой есть точно длина волна, которая проходит через призму, призму наших эмоций. Сравните свой голос в спокойном и взволнованном состоянии – это совершенно два разных голоса.

А добавьте к этому еще тембр, просодию (самый простой синоним слова – интонация, но понятие гораздо шире ). Я советую вам прочитать статью на моем сайте, которая называется «Как УТЮГ поможет стать радиоведущим», там есть хорошая расшифровка аббревиатуры. Ю – юмор, мой любимый элемент. С годами я стала понимать, что юмор невозможно отслоить от эрудиции и интеллекта. Чем зона познания больше, тем сложнее и интереснее становятся ассоциации. На занятиях я часто даю одно упражнение. Прошу сказать ассоциации к слову «розовый». Вы не поверите, но 98 процентов студентов долгие годы говорят мне одно и то же – фламинго, девочка и единорог. А что если розовый – это розовый период творчества Пикассо, кадиллак Элвиса Пресли, костюм Жаклин Кеннеди во время убийства Кеннеди или культовый пиджак Скиапарелли? Как эти ассоциации превращать в смыслы я рассказываю на своем курсе. НО в общем и целом, мне кажется, я дала представление о том, что Речь – это не скороговорки и комплекс дыхательных практик, которые вы у меня запрашиваете, приправляя всё фразами – мне  только подправить  голос , все остальное не нужно. Я долго  в профессии. Можно пройти мой путь в несколько десятилетий или просто поверить на слово: «Нужно».

Юлия Романовская 

Читайте также