Новая FM-радиостанция: STUDIO 21

STUDIO 21 вместо Спорт FM

С 15 августа в 40 городах России начала работу новая радиостанция STUDIO 21.

До этого существовал одноименный музыкальный портал с потоковым вещанием музыки в стиле хип-хоп, который обкатывался в FM-диапазоне в небольшом Тольятти. Зашёл ли индустриальному городу качовый урбан, не известно, но с середины августа 2018-ого его активно будут продвигать сразу на 40 разных частотах, которые раньше принадлежали Спорт FM. Как только в прессе стали появляться сообщения о том, что сотрудников увольняют, а единственная спортивная радиостанция сразу же после Чемпионата мира по футболу будет переформатирована, мне на почту и в соцсети посыпались сообщения с просьбой поддержать проект, ибо спортивная держава не должна жить без такой нужной станции. Я, конечно, соглашусь, что закрывать редакцию такого уровня больно, но Спорт FM — коммерческая радиостанция, и если  в неё влили миллиард рублей (как пишут об этом СМИ), а  прибыли нет, никто не станет руководствоваться соображениями из разряда «ну как же мы олимпийскую страну без спорт-то оставим». Не на что содержать станцию — закрываем. Я могу понять управленцев.

Если верить данным Mediascope Radio Index, из радиостанций холдинга ЕМГ у Европы плюс в прошлом году Daily Reach составлял 18,8 %, у Спорт FM 2,2  %, а у Нового Радио всего 2,1 %. Да, разница между Спортом и Новым огромная, хотя бы потому что они существуют на рынке совершенно разное время. 10 лет против 1 года. Но 2,2 % это больше, чем в прошлом году, а учитывая, как в стране помешаны на спорте, спорт-шике, марафонах и полумарафонах, потенциал при грамотном промо — гигантский. Но вышло так, что потенциал хип-хопа оказался убедительнее.  

Начнем с того, что в прошлом году Hip Hop впервые в истории обогнал рок-музыку и стал самым популярным жанром в Америке. Поп, рок, рок-н-ролл и даже родной джаз с кантри остались за бортом рейтинга. В этом году русский рэп и хип-хоп зазвучали качественно иначе. Рагамафин, качовый бит, невнятная речь и полное отсутствие смысла у текстов так сильно понравились аудитории, что, кажется, еще никогда артисты новогодних огоньков не были так близки к провальным гастрольным турам. Собирать полные залы в регионах трудно  даже Трофиму. Парадигма сдвинулась. Мир очевидно становится другим. Это может нравится или нет, но если вы смотрели фильм Вуди Аллена «Светская жизнь», то помните, что все вечера в 20-30-ые годы проводили в джазовых клубах, никто и помыслить не мог о возможности существования подвалов с андеграундом или роком, в которых будет аншлаг. Кроссовки и коллаборации в 21 веке стали важнее маленького чёрного платья. Рэп и саунддизайн — важнее текста. Мурашки возникают не от искусства, а от осознания сопричастности к кругу «свой- чужой».

Справедливости ради стоить сказать, что в России уже была попытка создать радиостанцию в стиле хип-хоп. В Московском эфире работала Next FM. В режиме хип-хопа эфир просуществовал около 5 лет, в 2011 году радиостанцию закрыли. Рейтинги её были совсем не большие. Но в начале нулевых жанровое и стилевое распределение еще не было таким, как в 2018-ом, поэтому предрекать падение или наоборот взлёт STUDIO 21 крайне трудно. Что уже сейчас можно анализировать смело, так это уровень контента. Для начала скажу, что я в эфире работаю приличное время. Настолько приличное, что мой сайт появился до того, как в России стали появляться бесконечные школы радио. Ежедневно со всего мира (кто не верит — посмотрите карту посещения моего сайта Whos among us) мне приходят просьбы проанализировать демо, и я считаю, что в состоянии оценить услышанное. 

10:00: В эфир Майк Вещий. Google выдаёт только ссылки на «вещие сны», поэтому пытаемся разобраться без бэкграунда, по факту. Чтобы вы тоже составили своё мнение, я вырезала выход.

 

 

Я прекрасно вижу, что омолаживаться путем постановки в кадр людей с плохой дикцией и ребят будто бы из твиттера или ютуба, стремятся все федеральные каналы. Пока я, правда,  не видела программы на большом экране, где бы это смотрелось искренне и честно, но возможно, пророчество Рэя Брэдбери сбудется, и когда нас окружат сплошные плазменные экраны, станет не так важно, кто, что и как говорит (по сути — это уже сейчас происходит). Всё — фон. Востребованный массами хип хоп — фон без глубоких переживаний. И радиоведущий, наверняка, тоже станет фоном, который не вызывает интереса, не будит фантазию, а просто забивает канал для аудиоразнообразия. Скажу честно, я совсем не понимаю, зачем мне слушать про карту Джокер (разговоры про спорт уже не те на частоте) таким голосом, такими фразами, с такой разнузданностью и пафосом в духе «мы лучшие, полистайте и вернитесь к нам». Что делает дальше в линейке образовательно-культурный проект с Арзамасом о мифах и  легендах — я вообще не понимаю. Могу ли я после Lil Pumpи «Drug Addicts" слушать лекции Арзамаса? Посмотрим. Но я считаю, что  пример нужно брать с английских станций, где у ведущих космический уровень скорости и энергии. А искусство упаковки заключается совсем не в джинглах с брутальным голосом и в лайн-апе из скопированной хип-хоп сотни Billboard. 

Юлиана Романова

Читайте также