Кто он, программный директор радио?
Вы хотите работать ди-джеем на радио, вы давно работаете ведущим и нуждаетесь в карьерном росте, у вас есть авторская программа или идея собственного проекта. К кому обращаться?? К программному директору! Сегодня я познакомлю вас немного ближе с этой значимой фигурой на радиостанции и дам дельные советы о том, как добиваться своего.
Кто становится программным?
На заре становления коммерческого радиовещания функции программного выполнял самый опытный радиоведущий. Он занимался организационной работой и считался старшим ди-джеем. Со временем появилась надобность в отдельной специальности «программный директор». Тогда на неё начали назначать тех, кто уже имел аналогичный опыт зарубежом, а также ди-джеев, проработавших в сфере радиобизнеса приличное время, лет 10. Хотя, стоит признаться, бывают абсолютно разные ситуации. Например, я знаю программного, который пришёл на эту должность без опыта и знаний…
Зачем нужен программный?
- Это человек № 1 для радиоведущих. С ним ди-джеи решают все свои творческие и организационные проблемы.
- Программный редактирует эфиры ведущих. Раз в месяц составляет demand-листок, в котором указывает вещи, над которыми необходимо более плотно поработать, например, уменьшить скорость речи, исправить произношение отдельных слов и так далее.
- Утверждает концепции авторских программ.
- Разрабатывает формат станции.
- Создаёт сетку вещания программ
- Под его руководством проходят исследования слушателей на предмет их музыкальных предпочтений.
- Контролирует деятельность PR-отдела, менеджеров и продакшен-студии.
Желательные навыки:
- Знание музыки. Для того, чтобы выстраивать формат радиостанции надо чётко осознавать, какой музыкальный материал будет положен в его основу.
- Знание психологии. Общение с творческими личностями - дело непростое. Здесь нужен особый подход, всё-таки RDJ – звёзды.
- Знание основ ораторского и актёрского мастерства. Делать замечания ди-джеям необходимо со знанием дела.
- Возможность заменить музыкального редактора, то есть знание программ (Power Gold, Selector и так далее)
Сколько работает программный?
Хороший программный директор работает очень-очень много. То, что я видела, можно назвать «ужасом» - бесконечные телефонные переговоры, очередь из желающих поговорить, постоянные собеседования и заседания художественного совета.
Как продуктивно разговаривать с программным директором?
- Не ставьте себя выше человека, с которым общаетесь.
- Постоянно повторяйте имя программного, помните, в мире нет более приятного слова, чем имя.
- Не забывайте улыбаться.
- Не ждите, что о вашем желании карьерного роста догадаются по глазам, говорите об этом программному прямо и открыто.
- Предлагайте не один, а сразу несколько проектов. Дайте программному почувствовать, что у него есть выбор.
- В ходе беседы не принимайте закрытых поз, жестикулируя, обращайте ладони вверх.
- Говорите медленно, на низком регистре и убедительно.
- Жонглируйте фактами.
- Не теряйте веру в людей (это лично-наболевшее).
Известные программные директора.
Михаил Козырев.
Для непосвящённых, Козырев - программный директор «Как бы радио» в известном фильме «День радио», однако и в настоящей жизни Михаил не понаслышке знает, что такое должность программного. С 1994 – 1998 Козырев был программным директором радио Максимум. 1998 – генеральным продюсером радиостанций «Наше радио» и Радио Ультра В 2007 году из - под «пера» Козырева вышла книга «Мой рок-н-ролл». В ней Михаил рассказывает о радиостанциях и заметных персонах современного шоу-бизнеса. Чтение крайне увлекательное. Тем, кто собирается работать на радио, советую прочитать обязательно.
Василий Стрельников
Это уникальный человек в сфере радиобизнеса. Я оставлю за скобками его образование, подкаст-проект Rpod, уникальный голос и работу на телевидении в шоу «Мозголомы». Василий Стрельников, на мой взгляд, в первую очередь радийный человек. Именно он в 92 – ом был программным директором Радио-7 Москва, именно он во время октябрьского путча 1993 вел прямой репортаж для своей радиостанции из Останкино с места боевых действий. В 97 –ом он же стал программным Радио-Классика Москва. Тогда Василию нужно было запускать проект с нуля: учить ди-джеев, вырабатывать музыкальный формат. Кстати, тогда же он нанял на работу легендарного ди-джея Севу Новгородцева. Вот ТАКОГО бы себе программного директора! :-)
Юлиана Романова.
PS: Если вы хотите еще больше познакомиться с ролью программного директора, то очень рекомендую посмотреть фильмы:
- Рок волна, фильм о пиратской радиостанции
- Части тела, фильм о радио с Говардом Стерном в главной роли
- День радио
Там вы найдете отличные и ужасные примеры программных директоров ;-)
- 1940