Краткость – сестра РАДИОподводки.

Краткость – сестра РАДИОподводки.

За краткостью никогда не должна теряться ясность, поэтому уясним 2 момента:

  • Подводка - выход ди-джея
  • Подложка - музыкальный фон, на котором произносят вот ту самую многострадальную подводку.

Зачастую выходы ди-джеев действительно бывают многострадальными, и всё по одной причине: Многие RDJ не умеют лаконично выражать свои мысли: строят словесные пирамиды Хеопса и не понимают, что для слушателя это сущий ад. Наверняка, вам тоже приходилось слышать ди-джеев придумывающих свою речь на ходу, путающихся в мыслях, повторяющих несколько раз сказанное и вспоминающих все синонимы мира, чтобы хоть немного отвоевать у эфира время для того, чтобы подумать над тем, что же сказать дальше или ещё хуже - как из всего этого словесного винегрета выйти на коду. Фу, кажется, это предложение закончилось : ) Так вот. Самый верный помощник ди-джея на радио – КРАТКОСТЬ.

Хронометраж подводок линейного эфира.

Хронометраж радиоэфира

Учёный подсчитали, что в среднем человек может держать внимание к новой поступающей информации не более 45 секунд. Если ему будет не интересна эта информация, он либо отключится, либо расстанется с этим источником информации навсегда. Вывод: говорим мало, но информативно и эмоционально.

Техники лаконичного разговора

  1. Говорим не более 30 секунд. Можете меньше – говорите меньше. Например, анонсирование композиций без нарезок предполагает вообще 20 секунд. Однако помните: очень многое на радио зависит от формата вещания и политики радио: безусловно, правило 30 секунд не распространяется на шоу, станции разговорного типа и интерактивные программы.
  2. Говорим только после того, как написали свою подводку и отредактировали её до нужного хронометража. Делайте это постоянно, хотя бы первое время, пока не овладеете навыком говорить лаконично. Признаюсь, многие опытные ди-джеи, ни один год работающие на радио, не позволяют себе выйти в эфир к слушателю, не проговорив подводку про себя.

Что даёт прописывание подводки?

  1. Вы всегда знаете, с чего начать, к чему прийти и, главное, КАК это сделать.
  2. Вы не разбавляете суть водой. Написав выход на 45 секунд, вы всегда можете причесать его до 30, а то и 20 секунд.

Личный опыт

Опыт ведения радиоэфира

На этапе моего становления в качестве радиоведущей, наставник заставлял меня приходить за день до эфира и писать абсолютно все выходы на основе плей-листа. После того, как я делала это с мученическим выражением лица, он приходил и редактировал выходы до безобразных 15 секунд. Что я только не делала : умоляла, кричала, рыдала – в общем всё, только лишь бы мне позволили говорить так , как мой кумир Катя С…… Это длилось ровно до того момента, как однажды наставник не включил мне эфир вот той самой Кати С….. и не сказал: «Запиши за ней, всё, что она сейчас говорит». Надо сказать, тогда я поняла: лучше меньше, но качественнее, всё что произнесла на минуту мною обожаемая Катя, я после редакции свела да 20 секунд. А теперь подумайте: сколько человек переключило волну за эти катастрофически длинные по меркам радио 40 секунд?

Напоследок несколько профессиональных советов:

  1. Говорите простыми предложениями. Не перегружайте свою речь деепричастными оборотами, сложными сравнениями и 3-этажными метафорами. Всё должно быть просто, так, будто вы говорите со своим другом.
  2. Один выход – одна мысль. Если говорите о погоде, не надо вспоминать приезд звезды первой величины в ваш городе и природный звездопад, который, кстати, сегодня можно будет увидеть. Не путайте человека. Про свой звездопад расскажете позже, люди хотя бы услышат эту информацию, а не пропустят мимо ушей.
  3. Анонсируйте не более 3 песен, даже если в часе будет невероятное количество распрекрасной музыки. Средняя продолжительность пребывания современного человека у радиоприёмника – не более 20 минут. Расскажите слушателю о тех песнях, которые он в своём бешеном ритме точно услышит. Не нужно вспоминать всех, будто вы диктуете художнику по титрам (надеюсь, такая профессия есть).

Лаконичная Юлиана Романова :-) Другие статьи по теме "работать на радио":