Ключ креативности RDJ - ассоциации

Ключ креативности  RDJ -  ассоциации

Все началось с того, что после майских праздников мне пришлось вести утренний эфир. Это прам-тайм, поэтому вместо подводок – активное обсуждение курьезных новостей. С непривычки шутить на заказ было нелегко, но я задалась целью и разузнала, как же научиться комментировать новости необычно.

Ассоциации

В Мемфисе есть чудная радиостанция talk-формата WMC. Своим слоганом она сделала фразу «Потому что все великие умы не думают одинаково». И действительно. Новость о том, что миллиардер Ричард Брэнсон поработал стюардессой на рейсе своего конкурента AirAsia после проигранного пари, облетела все радиостанции. Ди-джеи комментировали событие по-разному. Но, честно говоря, из того, что я услышала – было лишь 2 приема:

  1. Использование «детского» труда радиослушателей, когда их приглашали к интерактиву и спрашивали, что необычного им доводилось видеть на борту самолета
  2. Или в ход шел свой опыт. Это комментарии из категории «А вот у меня была история…»

В чем подвох этих методов? Через пару месяцев темы новостей начнут идти по кругу, а далеко не каждый ди-джей - Мюнхгаузен, способный правдиво придумывать про себя необычные истории. Соответственно, нужно научиться шутить! Когда анализируют выпуски Вечернего Урганта всегда приходят к выводу, что он феноменально может выстраивать ассоциации:

Новость: «Кобзон первым из звезд поздравил Дину Гарипову телеграммой».

Ассоциации:
телеграмма - Советский Союз
изживший свой век способ коммуникации - почтовые голуби

Шутка: Иосиф Кобзон сел в такси, уехал в 86-ой год и отправил телеграмму. Он был первым, потому что почтовые голуби Этуша еще пока в пути.

Ассоциации действительно помогают шутить. Что особенно приятно, эти ассоциации можно подбирать к любому слову новости и выстраивать вокруг него необычный комментарий. Простор для шуток становится огромным.

Техники для развития ассоциативного мышления

Креативность

#1 Техника Леонардо да Винчи
В свое время Леонардо да Винчи предлагал формулу развития творческого разума, основанную на принципе взаимосвязи. Чтобы опровергнуть Лео), достаточно найти лишь 2 вещи, которые не связаны друг с другом. Забавно, но прошло уже несколько веков, а принцип никто так и не опроверг. Соответственно, «Все происходит из всего, все составлено из всего и все возвращается во все» .

Отсюда задание – ищите причинно-следственные связи во всем: Стая птиц на улице резко взметнулась в небо. Почему?

Придумываем 5 креативно-странных причин:

  • Птицы связаны по блютузу с троллейбусом и при открытии дверей они взмывают вверх.
  • У стаи есть свой невидимый голубь -Тиабалду, который имеет над птицами власть. Они выполняли его желание.
  • Птицы устроили флешмоб в защиту своих птичьих прав.
  • Птицы репетировали к последнему звонку красиво и одновременно улетать из рук школьников.
  • Земля под ногами птиц нагрелась до максимума, дальнейшее пребывание на асфальте было бы опасным для жизни.

Такая игра воображения научит вас мгновенно реагировать на новости если не смешными, то, как минимум, нестандартными ответами.

#2 Техника обобщения

Суть этого упражнения в том, чтобы написать как можно больше общих вещей 2 абсолютно разных процессов, например:

  • Что общего у посадки деревьев и стрижки волос
  • Что общего у ремонта будильника и создания картины

Чтобы ответы были необычными, стоит составить ассоциативную цепочку к каждому из слов.

#3 Новые слова

Каждое новое слово или выражение в вашем активном словарном запасе – новый центр ассоциации, который увеличивает объем креативных идей и скорость их выдачи. Я часто люблю повторять: «Иван Ургант не был бы таким смешным, если бы он не был таким умным». На радио нужны эксцентричные ди-джеи. «Экс» - далекий от, «центр» -центра. То есть, в творческом плане ди-джей должен быть далеким от центра, на периферии мейнстрима, слегка ненормальным, со своим безумным ассоциативно-образным мышлением.

Чтобы слова входили в мою жизнь активнее, я веду особый ди-джейский дневник, куда заношу все услышанные и прочитанные необычные комбинации слов, а – ля, «разнокалиберная музыка», «рок-н-ролл – дезодорант от пота поп - музыки», «испытывать фриссон от хита”, «небоскребный уровень мастерства».

Креативности речи ди-джея помогает и такой знакомый со школы выразительный прием, как олицетворение, когда свойства живого предмета переносятся на неживой:

  • Слава подбиралась к Мадонне
  • Элла Фицджеральд обмакнула нас в джаз
  • Активная ротация хита прополоскала мозг слушателей
  • Мужская логика взбивает мозг миксером.

# 4 Освобождение мышления
Креативнось
Для эксцентричной личности очень важно отойти от стереотипов и шаблонов, поэтому освободить мозг от нафталиновых связей помогут 2 упражнения:

  1. Ассоциации между ощущениями – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Например, вы слушаете музыку и стараетесь ей подобрать цвет. Или с закрытыми глазами трогаете предмет и старайтесь описать его внешний вид, цвет, запах.
  2. Играйте в паре в «неадекватные ответы». Например, вас спрашивают: «Как тебя зовут? – На улице светит солнце».

Всем искренне желаю креатива в эфире)

Юлиана Романова

Обязательно к прочтению: