Как «увидеть» звук на радио (без камер)

Как «увидеть» звук на радио (без камер)

Радио должно звучать так, будто это телеканал, который вы воспринимаете исключительно на слух. Впервые я осознала глубину этой мысли в кофейне, где фоном играла Европа плюс. На тот момент в городе она была серьезным конкурентом для моей радиостанции, поэтому я очень расстроилась, услышав сумасшедшее качество их звучания. Радио — искусство упаковки, так учили меня всегда старшие коллеги. А их упаковка была космической. Через 5 минут я неожиданно поняла, что слушаю Европу Плюс ТВ. Да, это был музыкальный телевизионный канал, и его прослушивание заставило меня навсегда переосмыслить подход к созданию аудиоконтента на радио. 

«Воздух» в рекламе 

Для начала я попрошу вас послушать два ролика приблизительно одной длины и подумать, какой из них делали для радио, а какой для TV. 

Думаю, вы безошибочно скажете, что первый — радийный контент, а второй — телевизионный. Теперь вспомним главное преимущество радио перед визуальными СМИ. Также как и книга оно будит воображение человека. И вот совсем непонятно, почему воображение больше разыгрывается на телевизионном ролике, чем на радийном. Вы представляете себе видеоряд рекламы про детскую качалку? Кто, где и кому вообще все это сейчас говорит? Есть буквы, нет смысла. 

Первый вариант рекламы — сплошной текст, брошенный на музыку. И, к сожалению,  это 80 процентов роликов, которые делают продакшены. Но кто-то пытается изменить ситуацию, давайте послушаем вот это:

Да, ролик сделал с большим количеством «воздуха», есть паузы, но, черт возьми, почему под него никто и никогда не снимет видеорекламу!? Любой джингл, промо и программу на радио нужно делать так, чтобы в самый неожиданный момент могла прийти телевизионная группа, снять под звук картинку, и  вышел адекватный видеопродукт. 

Многим кажется, что если разыгрывать диалоги, то это приблизит их к визуализации звука. Посмотрите, как эти попытки высмеивают даже в Stand-up.

Люди в жизни ведь не говорят такими неестественными конструкциями. Я покажу вам промо своего утреннего шоу и ролик, который сделали на абсолютно готовый имеющийся аудиофайл:

Авторские программы

Во-первых, обязательно стоит ознакомиться с победителями «Вместе радио» в категории «Тематическая программа» Знакомимся здесь: 

http://radiofestival.ru/winers/2017-2018/74225

Например, программу про Лайку, которая первой побывала в космосе, я слушала с мокрыми глазами. Это действительно отличный пример радиожурналистики. Она, к сожалению, не подходит под формат каждой радиостанции, но элементы, из которых состоит программа, нужно брать на вооружение всем. Дело в том, что сейчас любой популярный блог на ютубе по динамичности и интересным фишкам монтажа звучит (именно звучит) лучше, чем радиопрограмма, допустим на Love Radio. Взять текст и бросить его через перебивки на подложки - просто пещерный век. 

Вдобавок, зачем пересказывать то, что и без вас может прочитать человек в интернете. Журналист всегда должен быть в авангарде: либо событий, либо интерпретаций. И если вы не говорите до этого никому не известные факты, то удивляйте слушателя своим взглядом на них. Сейчас особенно популярна тема научн-попа, который мало кто в радиоэфире внятно и интересно доносил, сделайте это первыми, причем так, чтобы на ваш аудиофайл National Geographical мог сразу снять целую серию. Для вдохновения советую посмотреть крутейшую их работу «Через миллион лет». 

Юлиана Романова