Интервью: Вера Писаревская

Вера Писаревская

Я впервые увидела Веру год назад. Она показалась мне уютным, добрым и степенным человеком. Радиозвезды такими не бывают, но такими бывают, оказывается, радиолегенды. Вера Писаревская работает в эфире 23 года. Она помнит радио с тумблером и 1 пишущей машинкой на всех, она брала интервью у Севы Новгородцева и училась на курсах BBC в Лондоне. Она спасала в прямом эфире Петропавловскую крепость от террориста и 10 лет будила город в культовом шоу «Будильник».

................................................................................................................

«Давай пойдем в Штолле. Там приглушенный свет и мало людей», - предложила Вера. Мы закончили эфир в 11 и сил уезжать на Большой проспект не было, поэтому мы пошли туда. В кафе оказалось холодно. Закутанные в одежду, шарфы и сидящие бок о бок, как воробушки на ветке, мы вряд ли походили на людей, которые записывают интервью, но, признаюсь честно, это была самая интересная и содержательная беседа на тему радио за последние пару лет.

- Расскажи мне про радио, о котором я не знаю

Мое радио было человеческим, потому что его делали люди в отсутствии компьютеров. В 91 — ом году, когда я пришла первый раз на радио, была одна пишущая машинка, причем, даже не электрическая, стол, чайник и телевизор с 3 программами. А через коридор стоял стол с тумблером, ты им мог включать себе микрофон и выключать. А через стекло сидел оператор, которого приглашали из Дома Радио, потому что специалистов было мало. Дисков тоже не было. Были магнитные ленты, которые ставились на STM. Видела, у нас в холле стоят?

- Да, видела)

Так вот, все шло с них, причем, не с одного,а с 3 — 4. И за ними следил звукооператор, который ставил музыку, отбивки, рекламу. Сложность еще заключалась в том, что ленты для репортажей рвались. Рвались в месте склейки. Репортажи клеились вручную скотчем. Бритвой разрезалась лента наискосок на глаз и склеивалась. Отматывалась буква, слово. Буква примерно столько занимает (Вера показывает сантиметров 10). Склеивали куски, прослушивали, чтобы ровно было, ну, вот так вот и монтировали.

- А как вы работали без интернета?

Были 2 или 3 редактора. Они боролись за карандаш, а не за компьютер, были корреспонденты. Я в частности начинала с этой должности. Ходила на разные мероприятия, но поскольку городской информации было мало, репортажи шли в 3 временах. В будущем, настоящем и прошлом. То есть 3 дня мы говорили о том, что событие «состоится», «происходит» и «произошло». Что касается информации страны, то ее снимали с телевизора. Конспектировали от руки и выдавали в эфир. Главное было грамотно изложить имена, фамилии и отчества. Если сейчас все можно перепроверить в Интернете, то представляешь, каково это было до 94 — ого?

- Представляю слабо) А мировые новости выдавались в эфир?

Что касается зарубежных новостей, то существовали Радио Свобода и Голос Америки. Их ловили, причем, видимо был специально куплен военный списанный радиоперехватчик, который ловил короткие волны. Приходила стенографистка, которая выслушивала приглушенные радиопередачи, перепроверяла имена и плюс еще я делала специальный выпуск Crazy World News. Для этого я шла в газетный отдел публичной библиотеки, где самые свежие газеты были месячной давности. Я их переводила и делала обзор зарубежной прессы.

- Это все будто из параллельной Вселенной) Ох.. Вера, я не могу не спросить про то, как ты попала на BBC...

На BBC устраивали для журналистов активные познавательные курсы. Правда, это был конкурс , нужно было ехать в Москву, но даже эту поездку они спонсировали, там, кстати, вообще материальный вопрос полностью взяли на себя налогоплательщики Англии). В общем, я увидела объявление в газете, все что нужно сделала ... и тишина. Съездила одна группа, вторая. Уже почти конец программе, как неожиданно мне поступает звонок. Оказывается, в последней группе неожиданно умер человек, и образовалось вакантное место. Я уехала на 2 месяца. Нас было 6 человек и это была сказка.

- Ты видела Севу Новгородцева ?

Конечно, видела. У нас был куратор группы, которого можно было попросить, о чем у годно. Если поискать хорошенько, у меня дома где — то даже интервью с ним есть. Они давали возможность увидеть разные варианты устройства радиовещания. Организовывали для нас экскурсии на частные радиостанции, на радио Oxford, мы даже были на радиостанции какого — то торгового центра пригорода. Представь, просто сидит девушка и работает. Она ставит музыку на весь этот универмаг, кто что попросит. Ее знают все местные жители. Я пришла - у нее был День рождения, и ей слушатели дарили подарки.

- Кстати, у тебя были свои необычные истории со слушателями?

Да, ты знаешь, была девочка, которая, как оказалось, ночевала у меня в парадной. Я не замечала этого, но однажды мне позвонила мама, которая прочитала дневник дочери и выяснила, где же именно пропадает ее дочь. В этот же день я выглянула за дверь  и действительно обнаружила на подоконнике девочку. Я пришла в ужас. Мы тогда решили стереть границы, пригласили её на радиостанцию, показали все, рассказали, и после 2 — 3 раз у нее все прошло.

- Но я понимаю, откуда это обожание. Вы же многие вещи впервые делали в эфире. Розыгрыши по телефону у вас или у Максимум первыми появились?

У нас. Идея в голову, правда, пришла коллегам зарубежным. На западе это делали, а в стране с государственным радио такое позволить себе не могли. А Радио Балтика - первая коммерческая станция Санкт-Петербурга с частным российским капиталом, нам было безумно интересно экспериментировать. Все, что делалось на Радио Балтика делалось вообще впервые. Не впервые в мире, но впервые в нашей стране.

- А какой тебе розыгрыш больше всего запомнился?

За 10 лет утреннего шоу «Будильник» их было так много. Мы же по несколько раз в день разыгрывали. Правда, за несколько лет это не изжило себя, потому что в отличии от наших последователей, мы облекли это в форму поздравления с Днем рождения в прямом эфире. Выглядеть глупо перед своими знакомыми на весь Петербург неприятно, а если после розыгрыша тебя поздравили, а при той популярности радиостанции это слышал весь город, подарили песню, аплодисменты, это совсем другое дело. Хотя были, конечно, промахи. Мы пообещали ящик шампанского. И когда в итоге стало понятно, что его не будет — слушатель расстроился, поэтому в дальнейшем мы все истории стали докручивать до абсурда.

- Сейчас ты отошла от развлекательного эфира и занимаешься плотно народными новостями. Ты получаешь удовольствие?

Дело в том, что это ведь не просто народные новости, это стремление помочь. Иногда разрушить бюрократическую стену очень сложно, пока ты это не озвучишь в прямом эфире. К нам приходил в свое время даже губернатор города. Тогда он сказал, что прослушивание народных новостей портит демографическую ситуацию. Мол, послушаешь, что везде проблемы - и все. Люди, кстати, подсаживаются на народные новости. Они превращаются в корреспондентов, им это интересно, а мы выпускаем в эфир действительно важную информацию. Переход от развлекательного эфира к социальной помощи я расцениваю, как этап творческого взросления!

Вера Писаревская
Юлиана Романова

Читайте другие интервью: