Интервью: Любовь Курьянова (Голос России)

Интервью: Любовь Курьянова (Голос России)

Есть люди-поэмы и люди-романы, стихи есть и проза - лишь вам выбирать. А может быть, вам это всё ещё рано и лучше журнальчик пока полистать?
Галина Воленберг.

Сегодня я беру интервью у человека – поэзия! Мера интеллигентности, радийного профессионализма и красоты художественного слова в ее эфирах не поддается оценке. Любовь Курьянова очень интересная ведущая. Я даже и не думала, что ответы на мои вопросы могут быть настолько увлекательными ) Читайте и оставляйте комментарии!

1. Визитной карточкой Любови Курьяновой как радиожурналиста является программа «Русский мир» на волнах радио «Голос России». Жанр, в котором вам приходится работать чаще всего - интервью. Поделитесь секретами того, как вы располагаете к беседе гостя, присылаете ли вопросы заранее, как готовитесь к интервью и по каким признакам определяете, что шоу для слушателя состоялось?

Интервью, на мой взгляд, это самое интересное, что только может быть в радиожурналистике. У тебя есть строго ограниченный промежуток времени, за который тебе нужно «раскрыть» героя. Как это сделать? Ведь люди бывают разные: одни замыкаются при виде микрофона, других «заносит» в беседе, третьи настолько привыкли общаться с журналистами, что как попугаи твердят одно и то же.

Для начала я подробно изучаю досье человека, читаю его интервью, обязательно смотрю телепередачу с его участием, для того, чтобы разглядеть его мимику, жесты и понять на какие вопросы он живо, с любопытством реагирует. Интервью в студии проводить гораздо сложнее, чем, к примеру, в гостях у звезды или эксперта. Будучи на территории гостя, ты можешь сориентироваться, зацепиться, предположим, за книгу на полке и начать разговор «о любимом», а в студии есть только ты и гость.

Так вот для того, чтобы не попасть впросак, нужно хорошо знать с кем ты говоришь, чем увлекается этот человек, каковы его политические взгляды и т.д. Я стараюсь пригласить гостя минут за 30 до эфира. Встречаю его всегда сама, хотя эту функцию часто на радио выполняет редактор. Не позволяйте вашему редактору этого делать! Начинайте общение с собеседником с первых минут пребывания его на радио, расположите человека к себе. Понятно, что для вас это каждодневная работа, а ведь многие ходят на радио, в лучшем случае раз в год.

Поверьте, для большинства ваших гостей поход на радио – это стресс. Поэтому, на мой взгляд, ведущий должен быть не только профессиональным журналистом, но и отчасти психологом. Расскажите собеседнику о том, как будет проходить беседа, сколько она продлится, еще раз обсудите некоторые вопросы, приоритеты в беседе и … Начинайте эфир!

2. И все-таки, по каким признакам вы понимаете, что беседа интересна слушателю?

По звонкам и СМС сообщениям, которые поступают во время эфира. Ведь, если людям было бы не интересно, они не тратили собственные деньги и не пытались бы пробиться к вам в эфир с другого конца планеты.

3. Должен ли журналист задавать гостю острые и где-то даже неудобные вопросы. «Ведущий – провокатор» или все-таки «ведущий - приятный собеседник» имеет больше шансов на коммерческий успех в эфире?

Интервью с радиоведущими: Любовь Курьянова

Я за душевный стриптиз в эфире! Добиться его можно отнюдь не провокацией, а больше глубиной беседы. Провокация, конечно, имеет место быть. Иногда просто необходимо подкинуть «огоньку», чтобы расшевелить слушателя, да и самого собеседника.

Сегодня в коммерческом плане, как вы заметили, более успешны «ведущие-провокаторы», они делают скандалы, следовательно, рейтинги, пиар и деньги. Хотя я считаю это дилетантским походом. Копаться в чужом грязном белье дело не хитрое, хотя, согласитесь, крайне неприятное. А вот суметь оголить хотя бы часть души собеседника – это уже сплетение творчества и профессионализма.

4. Кто за всю историю существования программы для вас оказался самым интересным собеседником и почему?

Интересных собеседников было много! И Павел Кашин, и Дживан Гаспарян, и Армен Джигарханян, продолжать можно до бесконечности. Сейчас я вспомнила интервью с Юрием Антоновым. Я тогда работала на телевиденье в автомобильной программе. Наша съемочная группа приехала домой к певцу. Всю дорогу я безумно волновалась, потому что знала: Юрий Антонов не привык любезничать с журналистами, да чего уж там таить, он мог быть очень жестким в беседе.

И вот мы у ворот шикарного дома звезды. Я прохожу во двор и слышу жуткий крик, как выяснилось позже, Юрий Михайлович, объяснял другой съемочной группе, как проехать к его дому. Коллеги с федерального канала должны были снимать перед нами. Как только Юрий Михайлович закончил разговор по телефону, он резко повернулся ко мне и строго сказал: «Ждите 15 минут». Мы стояли за воротами и ждали.

Приехали коллеги с другого канала и, о ужас, их беседа со звездой длилась не более 5 минут. А мне нужно было снимать не менее часа. Ситуация была, мягко сказать, не простая. По формату программы мы должны были ездить с героем в его машине и беседовать об автомобилях. Перед началом интервью Юрий Михайлович сказал, что у него есть 20 минут. Разговор я начала не с машин, а … с животных. Именно с животных, которых так любит мой герой. Затем мы плавно перешли к теме автомобилей. Когда Юрий Михайлович вспоминал про свое первое авто, у него даже слезы на глазах навернулись. Разговор получился очень теплым и душевным. Кстати, наше интервью длилось 2 часа.

5. Как вы думаете, за каким радиоформатом будущее – за музыкальным или разговорным?

Надеюсь, что за разговорным, иначе придется писать музыку). А если серьезно, то полагаю, что эпоха «два притопа три прихлопа» подходит к своему закату. Люди хотят думать, размышлять, философствовать. Ведь если мы вспомним радио Советского Союза, то оно было не просто рупором информации, оно воспитывало взгляды, идеалы и убеждения не одного поколения.

После распада СССР радио стало выполнять новую функцию – оно стало фоном. Я сейчас пишу диссертацию, где помимо всего прочего говорю и о тенденциях развития современного радиовещания. За рубежом большей популярностью пользуется именно разговорное радио, хотя они тоже прошли через волну музыкальных каналов. Они естественно останутся, но в большей своей массе, я уверена, что музыка станет лишь дополнением разговорных радиостанций.

6. Кто для вас неоспоримый радиокумир? Почему?

Интервью с радиоведущими: Любовь Курьянова

Лари Кинг. Перед тем как сесть впервые к микрофону я прочла его книгу «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно, где угодно». Его карьера началась на одной маленькой американской радиостанции. С самого первого дня в журналистике он пропагандировал искренность и именно с помощью этого качества подкупил своих слушателей, а потом и телезрителей. Он настоящий асс своего дела! С удовольствием пересматриваю его эфиры и не перестаю восхищаться.

7. Судя по рейтингам, люди гораздо чаще слушают развлекательные станции, на которых не затрагивают важные социальные вопросы и даже порой отсутствует служба новостей в классическом понимании. На западе ситуация обратная. Как вы считаете, с чем связана популярность вот такого радийного фаст фуда.

Слишком много негатива в СМИ и альтернативы нет, поэтому люди предпочитают не нагружать свою и без того не простую жизнь, тяжелыми новостями. Я думаю, что если бы было больше культурно-просветительских, научно-познавательных радиостанций, то они давно бы оставили за бортом музыкальные станции.

8. Поделитесь своей историей о том, как попали в эфир и сумели в нем задержаться?

Интервью с радиоведущими: Любовь Курьянова

Мой роман с радио длится давно. Все началось когда мне было 10 лет, я к этому моменту уже три года занималась художественным словом и была победителем всевозможных конкурсов и фестивалей чтецов. В 1997 году в Москве проходил международный конкурс польской поэзии, где я стала лауреатом. Победителей пригласили на радио почитать стихи. Да, на какое радио!!! На самое главное радио страны! Туда, где Левитан произносил легендарное «Говорит Москва!» - это было радио «Голос России».

Я сразу же влюбилась в это здание, в эти студии обитые бархатом, в звукорежиссеров и ведущих, мне казалось, что все это пропитано какой-то магией, что эти люди настоящие волшебники. Я тогда еще не понимала, но уже чувствовала, что радио – это моя первая любовь. Потом, было многое: учеба в университете, работа на телевиденье, в пресс-службе Правительства Москвы, но радио… оно продолжало меня манить.

Наша встреча была неизбежной! Мне было 19 лет, я работала в пресс-службе Комитета общественных связей. Работа мне нравилась, но я грезила о том, что когда-нибудь сяду к микрофону. И такая возможность представилась!

Мое руководство решило, что нужно делать программу на радио. Раз в неделю 10 минут в записи. И я напросилась в ведущие. Передачу решено было делать на «Голосе России». Моя начальница собиралась на переговоры к руководству радиокомпании, но в назначенный день она заболела и отправила на встречу меня. Я пришла тогда к заместителю председателя «Голоса России» Диане Иосифовне Берлин.

Сказать, что я волновалась – это не сказать ничего! Я как-то быстро и видимо не совсем внятно объясняла цель моего визита, как вдруг зазвонил телефон. Диана Иосифовна взяла трубку и своим бархатным голосом произнесла: «Нет, не подходит! Но я, кажется, нашла человека». После этого она меня спросила: «Не хотели бы вы стать линейной ведущей выходного дня?» Я ответила: «Конечно, да!» Хотя, на самом деле понятия не имела, что такое быть линейным ведущим. «Хорошо, - сказала моя собеседница, - в это воскресенье у вас 5 часов прямого эфира!» В это воскресенье?!!! В это воскресенье мне будет 20 лет, в это воскресенье у меня первый эфир… АААА!!!! Голова пошла кругом!

Напоследок Диана Иосифовна добавила: «Радио – это тоже самое, что разговор в поезде. Вы можете больше никогда не увидеть своего собеседника, поэтому и разговариваете с ним откровенно».

Я запомнила эти слова на всю жизнь! Именно они помогли мне провести свой первый эфир и помогают работать сейчас.

9. Как появилась интернет - радиостанция "Русский мир". Кто вам помогал и как окупается этот проект.

С фондом «Русский мир», который занимается популяризацией русского языка и русской культуры я сотрудничаю давно. Четыре года назад радио «Голос России» совместно с фондом стали выпускать программу «Русский мир», которую я веду по сей день. А затем руководитель фонда «Русский мир» Вячеслав Алексеевич Никонов поддержал инициативу о создании интернет телевиденья и радио. Меня пригласили поучаствовать в этом проекте. Всего за два года существования нам удалось собрать команду единомышленников и настоящих профессионалов, стать победителем международной премии им. Попова и получить гран-при «за развитие русскоязычного радиовещания в мире», войти в «Международный конгресс русскоязычных вещателей».

К большой нашей радости радио «Русский мир» слушают как в нашей стране, так и за рубежом. Мы получаем письма из Мексики, Америки, Германии, Японии, Турции, Украины, Казахстана, Таджикистана и многих других стран. В настоящее время мы производим 34 программы ежемесячно. В нашем эфире вы услышите: передачи о русском языке, литературе, культурные новости, музыку, детские программы и многое другое. Мы работаем для эмигрантов, наших соотечественников, проживающих за рубежом, выходцев из России, а также для всех кто интересуется русским языком и культурой. Всем кому интересно, заходите на наш сайт www.rrm.fm

Добро пожаловать в «Русский мир»!

Читайте другие интервью на сайте